Российский ислам: будущее через прошлое

Вышло большое интервью с директором Центра исламских исследований СПбГУ, доктором теологии, профессором Дамиром Мухетдиновым.

Полный текст материала читайте на сайте ДУМ РФ.

Отвечая на вопрос о перспективах, которые открывает юбилейный год 1100-летия принятия ислама, профессор Мухетдинов напомнил, что в 2019 году на конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее», прошедшей в Государственной Думе, муфтий шейх Равиль Гайнутдин говорил не только о зарождении ислама в нашей стране (начиная с Дербента и свидетельств Ибн Фадлана), но и о современном состоянии и будущем мусульманской уммы. «Его мысль заключалась в том, что, хотим мы того или нет, но в силу миграционных процессов, изменений в целом мировой конъюнктуры послевоенного периода, распада СССР, ислам стал не просто исторически автохтонной частью нашей российской культуры и русской цивилизации. Ислам – это очень быстро растущее будущее. Выступая в Государственной Думе, Равиль хазрат высказал предположение, ссылаясь на прогнозы специалистов, что через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – отметил Дамир Мухетдинов.

Последние 30 лет российскую умму ежегодно пополняют приезжие из бывших союзных республик. Также значительно усилилась внутренняя миграция. Из-за этих факторов этнический состав мусульманской общины претерпевает колоссальные изменения. Профессор Мухетдинов добавил, что сегодня Конституция гарантирует равные права представителям всех религий, однако история на разных этапах знала и другие времена. По его словам, российская мусульманская община сегодня является не только самой динамично растущей, но и самой молодой. Эти демографические данные в очередной раз подтверждают необходимость стратегического планирования.

«Сегодня Президент страны поставил перед нами, перед российским мусульманским духовенством задачу – воссоздать отечественную богословскую школу. Ведь российская богословская мысль была столь богатой и полноценной, что наши мусульмане открывали мечети в Токио, Харбине, в Финляндии – в Хельсинки и Турку, в прибалтийских республиках, на Украине», – напомнил он.

Государством разработана и реализуется Программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Никогда ранее государство не выделяло столько средств на мусульманское образование: молодые люди из татарских деревень учатся бесплатно в лучших университетах РФ – в МГУ и СПбГУ. 
Директор Центра исламских исследований СПбГУ Дамир Мухетдинов

 

Сложнейшей задачей становится интеграция мигрантов, проживающих в России, поиск подходов к представителям разных стран, культур, имеющих разный уровень образования. Ключ к ее решению лежит в плоскости подготовки духовных кадров. «Мы, современное мусульманское духовенство, – продукт советской эпохи. Нам уже трудно перестроить сознание. Поэтому один из путей для решения той проблемы, которую вы обозначили, может быть таким: представители национальных миграционных общин создают свои духовные центры и происходит этнизация мусульманских храмов. Мы предпринимали попытки готовить в российских исламских учебных заведениях интегрированных представителей этих народов», – прокомментировал руководитель Центра исламских исследований СПбГУ. Другой путь – это налаживание сотрудничества с официальными представителями духовенства соседних государства и точечная, совместная с их общинами работа. Однако, добавил он, из-за внутренних исторических и территориальных претензий, стремления к обособленности не только в рамках одной нации, но и в рамках этнотерриториальных границ усугубляют проблемы взаимодействия с мигрантами в религиозных учреждениях.

Для минимизации конфликтов в соперничестве между разными центрами ислама выдвигается идея универсальных ценностей. «Должен быть широкий плюрализм мнений, принятие разных взглядов. Должно быть место и суфиям, и ханафитам, и шафиитам, и тем, кто не причисляет себя ни к какой школе калама, как ахлю-ль-хадис, например. Поэтому задача Равиля хазрата как человека с огромным 35-летим багажом духовного служения – вести максимально ровную и приемлемую для всех линию», – считает Дамир Мухетдинов. Плюрализм мнений и возможность для дискуссии составляют основу и для научной и издательской деятельности, убежден он.

В интервью также подробно раскрыта тема работы над подсерией «Исламской мысли в России», посвященной идейному наследию отечественных исламских мыслителей – Мусы Джаруллаха Бигиева, Ризаэтдина Фахретдина и Хусаина Фаизханова. «Мы дали старт изданию работ Бигиева (12 книг) и Фахреддина (5 книг). Хороший импульс, который позволит через несколько лет иметь полное собрание сочинений наших теологов-модернистов», – прокомментировал ученый.

Говоря о 15-летии Издательского дома «Медина», профессор Дамир Мухетдинов выразил надежду на то, что в этом году в свет выйдет энциклопедический словарь «Ислам в Российской Федерации», работа над которым началась в год основания издательства. «С того момента мы объединили в этом проекте порядка 500 ученых нашей страны и зарубежья - археологов, политологов, историков, этнологов, краеведов, социологов. Это очень важно», – рассказал профессор Мухетдинов.

Подробности читайте в источнике на сайте Духовного управления мусульман РФ.