«В народной памяти остаются именно те, у кого есть письменное наследие»

В Москве в рамках открытия празднования 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии руководителем Центра исламских исследований СПбГУ Дамиром Мухетдиновым были презентованы новые труды серии «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление».

Мероприятие прошло в рамках пленарного заседания VII Всероссийской ежегодной конференции «Чтения им. Шигабутдина Марджани», тема которой в этом году – «Ислам России: осмысление многовекового опыта российских мусульман».

С приветственным словом на пленарном заседании выступил председатель Духовного управления мусульман России муфтий шейх Равиль Гайнутдин. «Мы рады, что высшее руководство нашей страны понимает необходимость взвешенных решений в вопросах, которые относятся к национальной политике или затрагивают такую болезненную сферу, как религия, – сказал муфтий. – После крушения атеистического режима за короткое время российские мусульмане смогли значительно восстановить те позиции, которые у них были в начале ХХ века: открыть мечети и исламские образовательные учреждения от медресе до вузов, воссоздать благотворительные организации и свои средства массовой информации, на высоком уровне проводить хадж и умру и массовые религиозные праздники, только у нас собирающие в одной мечети более 150 тысяч человек».

Руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, профессор, доктор теологии Дамир Мухетдинов в своей речи, посвященной новой книжной серии, заметил, что это – инициатива муфтия Равиля Гайнутдина по воссозданию отечественной богословской школы, которая была поддержана на высшем государственном уровне.

В начале выступления он поблагодарил спонсоров и партнеров проекта: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, сенатора Сулеймана Керимова и руководителя фонда «Сафмар» Михаила Гуцериева. Кроме того, были сказаны слова благодарности редакционному совету, в который вошли представители международного научного сообщества, в частности, экс-глава Управления по делам религии Турции, крупнейший исследователь наследия Мусы Бигиева Мехмет Гёрмез, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан, доктор исторических наук Бахтиёр Бабаджанов, заведующий кафедрой религиоведения Евразийского Национального университета им. Л.Н. Гумилева (Казахстан), доктор исторических наук Аширбек Муминов, а также другие ученые, представляющие МГУ, СПбГУ, Институт востоковедения РАН, Институт философии РАН и многие другие академические учреждения. Особую благодарность профессор Мухетдинов выразил редколлегии – тем, кто работал над переводом, редактурой, корректурой. Был отмечен вклад в выпуск изданий директора Центра имени Мусы Бигиева Московского исламского института, кандидата философских наук Айдара Хайрутдинова, доцента Казанского федерального университета Марата Гатина, имама-хатыба Московской соборной мечети, кандидата исторических наук Ислама Зарипова, проректоров Московского исламского института – Рената Ислямова, Раиса Измайлова и Семена Казакова.

«Эти издания мы приурочили к 1100-летию и еще одной важной дате, о ней я вчера говорил –1400-летию со дня Хиджры. Символично, что 1100-летие совпало с датой переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб – будущую Медину. Это начало мусульманской эры, это начало нового мусульманского государства»

Дамир Ваисович в очередной раз подчеркнул, что новая серия наряду с другими проектами, направлена решение задачи, поставленной Владимиром Путиным – воссоздание отечественной богословской школы. «Это очень важные формулировки, потому что мы, во-первых, признаем, что в России была своя богословская школа, которая, конечно, была частью общемировой исламской традиции, но у нее была своя особая специфика. И во-вторых, нужно отметить использование слова “воссоздание”. То есть мы осознаем, что было наследие, которое необходимо переосмыслить и в качестве продукта оставить новым поколениям духовных лидеров и рядовым верующим», – прокомментировал спикер.

Профессор Мухетдинов обратил внимание на то, что, несмотря на широкую известность имен Бигиева, Марджани, Фаизханова и Фахретдина, в сущности очень немногие знакомы с их фундаментальными трудами. «Причина в том, что за 30 лет из их богословского наследия мало что было издано в оригинале. Еще меньше было переведено», – объяснил он. Фактически, добавил Дамир Мухетдинов, серьезному научному переосмыслению было подвергнуто не более 1% интеллектуального наследия этих ученых: это требует серьезных научных комментариев, что подразумевает глубокое понимание не только ислама и творчества автора, но и эпохи, в которой он жил.

Дамир Ваисович напомнил, что в прошлом году в Москве была презентована серия «Возрождение и обновление», которая помогает сформировать полную картинку современного понимания ислама в мире. Затем презентации прошли в разных городах России и постсоветского пространства – Азербайджане, Республике Беларусь, Казахстане, Узбекистане.

«В народной памяти остаются именно те, у кого есть письменное наследие»

Руководитель ЦИИ добавил, что в истории России записаны сотни имен имамов, но на слуху остаются лишь те, с чьим идейным наследием можно ознакомиться. Самый плодовитый из них – Муса Бигиев, оставивший после себя более полусотни книг и посетивший множество стран. Любовь к книгам Ризы хазрата Фахретдина, который, напротив, не покидал для обучения территорию России, сделала его великим ученым и мусульманским деятелем. Дамир Мухетдинов сообщил также, что в 2023 году планируется отметить 200-летие Хусаина Фаизханова – великого теолога, работавшего в стенах Императорского Петербургского университета бок о бок с известнейшими учеными – основателями Восточного факультета СПбГУ. К сожалению, ученого ждала трагическая судьба, и при жизни он смог издать лишь одну свою книгу – «Краткую грамматику татарского языка». Дамир Мухетдинов выразил надежду на то, что работа по изданию исламского идейного наследия будет продолжена и в других российских культурных и научных организациях и свет увидят труды ученых-богословов, не вошедших в серию «Исламская мысль в России».

Сегодня в Издательстве «Медина» в свет вышли шесть изданий: пять книг Бигиева («Доказательства Божьей милости», «Взгляд на верование людей в божественное», «Некоторые актуальные проблемы нашего общества», «Трапеза», «Проблема кремации, озвученная в Государственной думе») и труд Фахретдина «Коран и книгопечатание». Ранее под эгидой серии был издан фундаментальный труд Равиля Гайнутдина «Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон», а также труд Дамира Мухетдинова «Российское мусульманство: в поисках политической субъектности» и книга Ислама Зарипова «Сады коранической мудрости». Кроме того, к выпуску в рамках серии планируются монографии других современных исследователей ислама.

В ближайшее время будут опубликованы труды Мусы Бигиева, в число которых войдут «Основы шариата», «Мускират: проблема опьяняющих напитков с точки зрения исламского шариата», «Йаджудж согласно выражениям благородных айатов Благородного Корана», «Женщина в свете благородных айатов Благородного Корана», «Книга Сунны» и «Арабоязычная литература и исламские науки», а также книги Ризы Фахретдина – «Знаменитые женщины» (в двух томах), «Шесть книг и их составители», «Религиозные и общественные отношения», «Ибн Араби», «Ибн Рушд», «Ал-Газали», «Ибн Таймиййа» и «Абу Ал-Ала Ал-Маарри».

В завершение выступления профессор Мухетдинов рассказал о проблемах, с которыми столкнулась редакционная коллегия серии, в числе которых он перечислил сложности перевода, научной редактуры, а также отношение наших соврменников к ученым прошлого. Подробнее об этом он говорил на Бигиевских чтениях-2021.

Запись пленарного заседания доступна по ссылке.

Материал также опубликован на сайте СПбГУ.

Подробнее: