«Мусульманская мысль в нашей стране никогда не развивалась в отрыве от мировой»

На конференции «Бигиевские чтения», которая прошла 8 декабря в Санкт-Петербурге, состоялась презентация книжных серий «Возрождение и обновление» и «Ислам в России: возрождение и переосмысление». Ее провел директор Центра исламских исследований, профессор Дамир Мухетдинов.

Книжная серия «Возрождение и обновление» («Ал-Ислах ва-т-тадждид») была представлена профессором Дамиром Мухетдиновым в рамках первого доклада пленарной сессии Бигиевских чтений. «Отрадно, что именно в Санкт-Петербурге мы завершаем презентации книг, которые в свое время стартовали в Москве, в Московской Соборной мечети, и прошла в крупнейших городах нашей страны, включая Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Владимир и другие. И, конечно же, за рубежом: мне презентовали эту серию в Азербайджане, Белоруссии, Киргизстане, Казахстане, Узбекистане. Больше количество людей смогло с ней ознакомиться», — начал свое выступление профессор Дамир Мухетдинов.

Читайте также: В Москве представили книжную серию «Возрождение и обновление», подготовленную при участии СПбГУ

«Прежде всего хотелось бы поблагодарить наше академическое сообщество, которое протянуло руку помощи и активно подключилось в реализацию этого проекта. С одной стороны, работали теологи, представители религиозных структур, а с другой — представители светской академической науки», — добавил главный редактор серии.

Тем не менее, Дамир Мухетдинов, сообщил и о сложностях, с которым столкнулся проект. Несмотря на то, что ежегодно вузы России выпускают большое количество молодых теологов и востоковедов, оказалось, что найти хороших переводчиков не только с восточных языков (арабского, турецкого, фарси), но и с английского непросто. Так же непросто дело обстоит и с редакторами и корректорами, которые бы были погружены в востоковедческий и исламоведческий дискурс. «Есть старая советская школа, на плечах которой мы еще стоим. Но, к сожалению, все больше славных фамилий и имен покидают нас, а новая школа еще не сформировалась, она только-только начала свое формирование», — обозначил проблему он.

В серию в общей сложности войдут 44 перевода крупнейших исламских мыслителей XIX, XX рубежа XX и XXI веков, а также нынешнего столетия. Авторы книг – исламоведы из Австралии, Алжира, Ирана, Индонезии, Кувейта, Марокко, Судана, Турции, Швейцарии и других.

«Мусульманская мысль в нашей стране никогда не развивалась в отрыве от мировой исламской мысли. Любой реформатор — те же Марджани, Бигиев и Фахретдин – находились под влиянием своих зарубежных коллег», — отметил профессор Мухетдинов, говоря о необходимости ввода в научный и религиозный оборот не только малоизвестных трудов российских мыслителей, но и мирового исламоведческого наследия.

Говоря о подготовке кадров в области исламоведения, Дамир Ваисович подчеркнул, что вопросы теологии сегодня входят в актуальную повестку как в мире, так и в нашей стране. Впрочем, в больших теологических конференциях, участие в которых принимаю представители традиционных конфессий, исламские теологи зачастую не участвуют. «Об исламской теологии говорят и представляют ее все, кому не лень, только участие в этом самих мусульманских теологов, в правильном понимании этого слова, очень мало», — отметил он, рассуждая о сложностях развития современной отечественной теологической исламской школы.

В качестве примера ответных мер профессор Мухетдинов привел программу подготовки кадров с углубленным изучением ислама, открытую по инициативе Президента России. Такая программа впервые в стране начала реализовываться Санкт-Петербургским университетом работу совместно с Духовным управлением мусульман РФ с Московским исламским институтом. Ее выпускники сегодня участвуют в реализации таких масштабных проектов, как «Ал-Ислах ва-т-тадждид» и «Ислам в России: возрождение и переосмысление», и воссоздают и развивают отечественную теологическую исламскую школу.

По словам теолога, выполнение задачи президента по возрождению собственной богословской школы невозможно без систематизации наследия предшественников – Марджани, Курсави, Бигиева, Фахретдина и других. Именно эту задачу преследует новая серия – «Ислам в России: возрождение и переосмысление».

В рамках этой серии мы насчитали до 50 работ Бигиева. На самом деле, их еще больше. Очень много работ, которые мы не смогли идентифицировать или найти. Часть из них хранятся, например, в Индии, в Калькутте, а их следы мы нашли в Канаде: одна из работ, опубликованная в Бомбее, хранилась там.
руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, профессор, доктор теологии Дамир Мухетдинов

 

Помимо объективных сложностей в поисках рукописей, существует проблема разного восприятия идей исламских мыслителей прошлого внутри современного теологического сообщества. Так, по словам профессора Мухетдинова, Ризу Фахретдина некоторые представители исламских институтов называют «ваххабитом» и «экстремистом», а Бигиева даже именуют «исламским Лютером», ставя под сомнение ценность его идейного наследия. «Читая Бигиева, я понимаю, что он в какой-то степени опередил свое время: его взгляды революционны с точки зрения религии, — заметил он. — Я также понимаю, что многие студенты, которые бы прочитали сейчас, в XXI веке, воззрения Мусы Джаруллах Багиева, категорически с ними бы не согласились».

«Как мы поймем место и роль исламской мысли в современности? Опережали ли мы в чем-то своих зарубежных коллег? Были ли наши идеи более новаторскими? Нужно в целом осмыслить, что такое джадидизм», — уверен Дамир Мухетдинов. Он напомнил, что в XX веке в России были времена, когда обновленчество воспринималось мусульманским сообществом позитивно, но сегодня на первый план снова выходят старые представления и суеверия, связанные с неверным толкованием Священного писания. Теолог заявил, что для того, чтобы развивать так называемую «традиционную» школу, сначала нужно познакомить умму с ее идейным наследием. Однако, при детальном рассмотрении таких трудов и публикаций практически нет.

«Нельзя вынуть из контекста какую-то идею не проанализировав всю эволюцию мысли. Поэтому мы в издательском доме “Медина” поставили задачу все наследие Мусы Бигиева, Хусаина Фаизханова и Ризы хазрата Фахретдина», — добавил Дамир Мухетдинов.

Подробнее о конференции «Бигиевские чтения» читайте по ссылке.