Идейное наследие ислама в России и новое поколение интеллектуалов: в СПбГУ состоялись «Бигиевские чтения»

В Санкт-Петербургском университете состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Бигиевские чтения». Тема конференции этого года – «Исламское наследие России: возрождение и переосмысление».

Мероприятие было приурочено к празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии. Организаторами «Бигиевских чтений» выступили Духовное управление мусульман РФ, СПбГУ и Московский исламский институт при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, Издательского дома «Медина» и Благотворительного фонда «Сафмар».

Приветственное слово председателя Духовного управления мусульман РФ, муфтия шейха Равиля Гайнутдина передал его полномочный представитель в СЗФО Дамир Хусаинов. «Сегодняшняя конференция, посвященная наследию отечественной исламской мысли, проходит в стенах одного из старейших ведущих классических университетов России – Санкт-Петербургского государственного университета. В своё время именно петербургская востоковедная школа дала миру плеяду выдающихся ученых, многие из них, как известно, имели мусульманские корни, и их имена навеки вписаны золотыми буквами в историю Петербургского университета.  Среди них можно упомянуть, к примеру, шейха Мухаммада ат-Тантави и Хусаина Фаизханова, чьи труды пополнили сокровищницу исторического, философского, филологического и богословского знания в нашей стране», – отметил Равиль Гайнутдин. Муфтий напомнил, что одним из направлений многолетнего сотрудничества между ДУМ РФ и СПбГУ является изучение, сохранение и популяризация наследия отечественной исламской мысли: в число этих проектов входит книжная серия «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление» и ее часть «Наследие Мусы Бигиева». Лидер российских мусульман выразил благодарность коллективу авторов за продуктивную работу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «В народной памяти остаются именно те, у кого есть письменное наследие»

A USM 63

О ценности исламской культуры народов России напомнил и декан Восточного факультета СПбГУ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, академик Михаил Пиотровский. «Это замечательная традиция, она очень важна для того, чтобы сохранять память об этом удивительном человеке, и для того, чтобы еще раз обсудить вопросы российского исламского культурного наследия», – подчеркнул Михаил Борисович, говоря о «Бигиевских чтениях». Он также добавил, что в 2022 году 15-летие празднует Издательский дом «Медина», продолжающий лучшие просветительские традиции мусульманства России.

Первый заместитель председателя ДУМ РФ, руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, доктор теологии, профессор Дамир Мухетдинов поблагодарил муфтия Равиля Гайнутдина и ректора СПбГУ, члена-корреспондента РАН Николая Кропачева за поддержку усилий по развитию исламской теологии как научной области. «С 2004 года по просьбе духовных глав мусульман со стороны президента России была поддержана программа, которая стартовала сначала в стенах Московского исламского института, а затем и в Санкт-Петербургском государственном университете. Мы смогли вывести на новый качественный уровень и востоковедение, и исламоведение, а также придать импульс равитию теологии», ─ сказал он. Профессор Дамир Мухетдинов также обратил внимание на то, что Муса Джаруллах Бигиев гораздо известнее за рубежом, нежели на родине. В то время как в России проблематике его работ было посвящено всего лишь две диссертации, в Турции было защищено порядка 20 диссертаций по этой теме, а одна – в Колумбийском университете (США).

О том, что 2022 год объявлен Годом сохранения культурного наследия в России, напомнила директор Института восточных рукописей РАН, член-корреспондент РАН Ирина Попова, сообщив, что к наследию относятся и памятники искусства, музейные коллекции, рукописи и даже идеи. «Мы живем в очень непростое время, когда наша российская цивилизация демонстрирует колоссальный запас прочности. Этому содействует еще один очень важный элемент культурного наследия – это человеческие ценности и человеческие отношения», - добавила она.

Заведующий Центром арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов также подчеркнул важность просветительской работы и возрождения идейного наследия исламских мыслителей России. Сочетание рациональности и приверженности своим принципам в творчестве не только Мусы Бигиева, но и других мусульманских модернистов и неомодернистов, по его словам, может помочь в процессе глобальных общественных и политических трансформаций, которые происходят сегодня.

Директор Института истории СПбГУ профессор Абдулла Даудов в приветственном обращении подчеркнул, что Россия формировалась как многонациональное государство. Он напомнил, что почти 20% населения нашей страны составляет мусульманское сообщество, представители которого внесли огромный вклад в развитие страны. «Наш город, Санкт-Петербург, также формировался как многонациональный, – обратил внимание Абдулла Хамидович. – Не исключение и наш Университет».

Муса Бигиев и «просвещенный ислам»

A USM 52В своем пленарном докладе профессор Дамир Мухетдинов рассказал о серии «Наследие Мусы Бигиева», семь книг которой сегодня уже вышли в свет (две из них – «Мускират: проблема опьяняющих напитков с точки зрения исламского шариата», «Основы шариата» – были презентованы в рамках чтений), три находятся на этапе предпечатной подготовки. Всего же в собрании планируется выпустить 50 трудов, что станет первой публикацией наиболее полной коллекции сочинений татарского мыслителя. «Формируется новое поколение молодых специалистов, которым до 30 лет или чуть больше, которые работают с именно первоисточниками, – поделился директор Центра исламских исследований. Дамир Ваисович подчеркнул, что сегодня, в XXI веке, крайне важно транслировать принципы и ценности именно «просвещенного ислама», свободного от идей радикализма и насилия.

Новое поколение, которое формируется здесь в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры – это будущее российского мусульманства, это будущие интеллектуалы, которые будут трудиться в разных регионах нашей страны.
Директор Центра исламских исследований СПбГУ, профессор Дамир Мухетдинов

 

A USM 47Доклад о роли личности Абд ал-Хамида Бен Бадиса в реформаторском движении в новой истории Магриба представил заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока СПбГУ, почетный профессор Николай Дьяков. В Алжире, с 1830 годов ставшем плацдармом для французского колониального владычества в Северной Африке, остро проявились проблемы взаимодействия правительства с мусульманским населением. «Все 13 десятилетий французского колониального присутствия в Алжире были связаны с идеей необходимости сохранения исламского наследия, исламской уммы как таковой. Но, надо сказать, что французские власти сделали немало и для того, чтобы размежевать мусульманское сообщество Алжира, а впоследствии – и всего Магриба», – отметил Николай Николаевич. Ответом на политику «официального ислама» стало создание шейхом Бен Бадисом Ассоциации алжирских улемов-реформаторов в городе Константина. Фигура шейха станет одной из ключевых в процессе политического освобождения Алжира и обновленческом движении в исламе, а сегодня образ реформатора Бен Бадиса снова возвращается в алжирскую повестку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Возрождение и обновление: Бигиевские чтения объединили в СПбГУ исламоведов и богословов из России и стран зарубежья

Доктор теологии, профессор Анкарского университета Мараш Ибрагим представил обзор работ турецких ученых, посвященных трудам Мусы Бигиева, рассказал о жизни татарского мыслителя, а также обозначил необходимость дальнейшего исследования идейного его наследия, имеющего большое значение для современной исламской мысли.  Эту тему продолжила директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ, профессор Аполлинария Аврутина. Будучи редактором серии, посвященной Бигиеву, она обнаружила, что наследие мыслителя, долгие годы жившего и работавшего в России, в нашей стране изучено гораздо меньше, чем в Турции. В своем выступлении Аполлинария Сергеевна представила позиции идейных последователей Мусы Бигиева в Турции, а также рассказала о его критиках, самым видным из которых, по мнению ученого, был шейх-уль-ислам Мустафа Сабри. Впрочем, и он признает глубокие знания и искреннюю веру татарского философа, подчеркнула профессор Аврутина.

Руководитель Центра изучения наследия Мусы Бигиева, старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Марджани Академии наук Республики Татарстан Айдар Хайрутдинов рассказал о работе Мусы Бигиева «Правила фикха».

Священное Писание, фольклор и фетвотворчество

Полифония языка Корана стала предметом выступления заведующего кафедрой арабской филологии СПбГУ, заместителя руководителя Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов Университета, почетного профессора Олега Редькина. По его словам, феномен Корана вышел далеко за рамки религии и приобрел общекультурное значение. Язык Священного Писания, обладая многоуровневой структурой различных ритмик, рифм, интонаций и семантик, позволяет не только обычному читателю, но специалисту, в том числе и переводчику, каждый раз по-новому раскрывать смысловые и образные грани текста. Олег Иванович напомнил слова профессора Мухетдинова о соотношении перевода и оригинала и важности работы именно с первоисточниками, добавив, что современники критиковали Мусу Бигиева за попытку перевести Коран. «Такое многогранное, уникальное явление, как Коран, каждый раз мы открываем для себя заново. И он, как феномен, принадлежащий всему человечеству, будет изучаться всегда», – подытожил профессор Олег Редькин.A USM 05

Совместный доклад о религиозном и фольклором наследии российских исламских народов в аудиоформате представили руководитель научного направления Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, директор Музея исламской культуры Ефим Резван и старший научный сотрудник отдела Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН Макка Албогачиева. «Мы все занимались в архивах, собирали рукописные материалы, для нас это очень важные источники. И именно эти материалы достаточно хорошо освоены исследователями», ─ сказала Макка Албогачиева, сообщив, что ученых, которые специализировались бы на аудио- и видеозаписях, хранящихся в фондохранилищах страны и мира, очень мало. Докладчики поделились информацией о том, как проходит работа по поиску и сбору аудиозаписей народной творчества и религиозного характера не только в архивах России и в других странах, с какими проблемами сталкивается исследовательский коллектив и каких результатов предстоит достичь.

Доклад на тему «Роль и программные требования мусульманских улемов Волго-Уральского региона на мусульманских губернских съездах 1917 году» представил профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия Айдар Хабутдинов. О фетвотворчестве в современных реалиях и исповедании веры в рамках шариата рассказал председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Хусаинов.

Участие в чтениях приняли представители Духовного управления мусульман и ведущие ученые из вузов и научных учреждений России и Турции: СПбГУ, МИИ, РГГУ, КФУ, НИУ ВШЭ, РГУП, БашГПУ, Эрмитажа, Кунсткамеры, Института восточных рукописей РАН, Института востоковедения РАН, Института всеобщей истории РАН, Института истории имени Марджани Республики Татарстан, РАО, а также Анкарского университета, Университета искусств имени Мимара Синана. Кроме того, состоялся круглый стол молодых исследователей – аспирантов и магистрантов, представляющих СПбГУ, МГУ им. Ломоносова, Кабардино-Балкарский научный центр РАН и ЕУ СПб.

Фотоотчет доступен по ссылке.

Подробнее: