Профессор СПбГУ Дамир Мухетдинов принял участие в круглом столе «Исламоведение и теология»

В рамках IX Всероссийской научной конференции «История востоковедения: традиции и современность» прошел круглый стол, посвященный проблематике соотношения теологии и исламоведения в российском академическом пространстве. Мероприятие было организовано на базе Института востоковедения РАН и состоялось в онлайн-формате.

В качестве докладчиков участие в нем приняли первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России, руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, доктор теологии Дамир Мухетдинов и руководитель документальных проектов ДУМ РФ Ахмад Макаров.

Модератором круглого стола выступила преподаватель МГУ, РАНХиГС и МГИМО, советник Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир» Анна Беликова. В своем выступлении она предложила рассмотреть различных аспектов теологии и исламоведения в России в контексте выстраивания системы диалога.

Замечания о практических сторонах данного диалога и его общих проблемных моментах были озвучены в докладе профессора СПбГУ Дамира Мухетдинова, которым открылась научная часть мероприятия. Прежде всего, по его мнению, современное состояние отношений между теологией и исламоведением связано с несостоятельной на сегодняшний день позицией противопоставления веры и науки. Вместе с тем сопряжение пути религиозного познания и научной методологии, может иметь продуктивный исход, подчеркнул профессор Мухетдинов, указав, например, на связь учения о религии, заложенного в самой религиозной традиции, и научного религиоведения, а также непосредственное участие религиозных смыслов в формировании багажа сведений последнего. Однако, в случае изучения ислама, исключение носителей традиции в качестве полноценных акторов процесса формирования корпуса знаний о ней, связанное с колониалистическим характером существовавших научных парадигм, привело к искажению понимания традиции и ситуации недоверия сложившимся исламоведческим и востоковедческим исследовательским подходам как со стороны самих мусульман, так и, впоследствии, со стороны самого востоковедческого сообщества, констатировал докладчик. В качестве примера им был упомянут бразильский антрополог Эдуарду Вивейруш де Кастру, который видит задачу антропологии в непрерывной деколонизации мышления. Также Дамир Ваисович поднял важные вопросы сопоставления терминов теологии и богословия и применимости используемого понятийного научного аппарата религиоведения, сформировавшегося в контексте влияния христианской теологии, в отношении исламской традиции: «Можно ли слово «акыда» перевести как доктрина? Есть ли вообще в суннитском исламе доктрина? Или же это вероучение, или вероубеждение?»

С другой стороны, Дамир Мухетдинов сделал акцент на том, что сама исламская теология не может находить средства к развитию и обновлению – непрестанному возрождению незыблемых ценностей веры – в разрыве с достижениями мировой науки, игнорируя серьезные доводы современного востоковедения. В такой ситуации она сводится лишь к самовоспроизводящемуся религиозному дискурсу, отстаивающему догматические формулировки, заключил докладчик, сославшись на мыслителя Насера Абу-Зейда.

Говоря о состоянии современного отечественного исламоведения, профессор Мухетдинов обозначил наследование им традиции российской востоковедческой школы, которая предполагает сотрудничество светской научной культуры и исламского интеллектуального дискурса, что находит отражение в проектах возглавляемого им Центра исламских исследований СПбГУ – «Ал-ислах ва-т-тадждид» («Возрождение и обновление») и «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление».

Методологические сдвиги в рамках академического изучения ислама, внутренняя критика концептуальных предпосылок собственной дисциплины, разнообразные попытки деидеологизировать теоретическую оптику исламских исследований, привели значительную часть светских ученых к большей открытости традиционному исламскому знанию.
первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России, руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, доктор теологии Дамир Мухетдинов

 

Первый заместитель председателя ДУМ РФ добавил, что подобную тенденцию можно определить переходом от объективации к диалогу и сотрудничеству, что, по его мнению, требует создания соответствующей интеллектуальной среды, предполагающей встречу представителей светской науки и религиозного знания, где самостоятельно может быть услышан голос мусульман.

К поднятой Дамиром Мухетдиновым теме внимательного и вдумчивого подхода к терминологии и ее использования в контексте исламской и православной богословских систем обратился в своем докладе и кандидат богословия, председатель Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром, иеромонах Григорий (Матрусов), подчеркнув, что «от того, как мы обращаемся с терминами зависит и баланс взаимоуважения, и проникновение в суть вопросов». Им также был поставлен на повестку вопрос разграничения сфер веры в определенные религиозные положения и сферы знаний о содержательном наполнении религиозной традиции при ее изучении, предполагающий ограничение исследовательского инструментария сферой знания, так как он принципиально не применим в попытках изучить сферу веры, доступную только человеку, находящемуся внутри традиции. Однако, как продемонстрировал иеромонах Григорий на примере своего комментария к тафсиру Фахруддина Ар-Рази, вдумчивое изучение чужой традиции в процессе вовлеченного диалога с ее носителями позволяет лучше осмыслять особенности собственной религии.

В ходе круглого стала был также обозначен вопрос использования научного наследия российских востоковедов XVIII–XX вв. в современных теологических исследованиях на примере приемлемости использования словарей указанного периода. Кандидат педагогических наук Татьяна Седанкина предложив вниманию слушателей анализ арабско-русских и русско-арабских словарей в их хронологической преемственности, пришла к выводу о допустимости использования в теологических исследованиях словаря Баранова, с одной стороны имеющего дело с современным арабским языком, а с другой – опирающегося на словари коранической лексики Готвальда и Гиргаса.

О проблеме вывода наследия российских исламоведов и теологов в публичное пространство с участниками мероприятия побеседовал руководитель документальных проектов ДУМ РФ, член редакционной коллегии серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Ахмад Макаров. По его словам, популяризация указанного наследия необходима, в том числе, для формирования в лице отечественных мыслителей образа «героев», на которых могла бы ровняться современная российская умма, что будет способствовать ее консолидации. К тому же, добавил докладчик, популяризация наследия российских исламоведов и теологов важна не только в информационном поле своей страны, но и за ее пределами, так как его признание на внешнем «информационном рынке» способно оказывать положительное влияние на развитие отечественного наследия внутри страны.

Кандидат философских наук Мона Халиль выступила перед участниками круглого стола с докладом, посвященным религиозной грамотности как составляющей кросс-культурной компетенции, то есть совокупности теоретических знаний и практических навыков, дающей возможность общаться с представителями разных мировых культур и религиозных традиций. Указывая на взаимовлияние национальных культур и религиозных традиций, она отметила важность понимания последних в свете межкультурных коммуникаций: «Религиозная грамотность и осознание не гомогенности религиозной традиции и ее интерпретаций являются неотъемлемыми составляющими кросс-культурной компетенции, которая необходима всем российским специалистам, занимающимся международной деятельностью, вовлеченных во взаимодействие с представителями других культур».

С комментариями по обозначенным темам в ходе работы круглого стола выступили также кандидат философских наук из Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Айдар Хайрутдинов и проректор по науке и инновациям Дагестанского гуманитарного института, доктор исторических наук, профессор Хайбула Магомедсалихов.

В завершении мероприятия Анна Беликова на правах модератора выразила коллегиальное мнение его участников о необходимости проведения регулярных встреч, носящих характер диалога между областями знания теологии и исламоведения, на специально организованной для них площадке.

Источник: официальный сайт ДУМ РФ.