Между фикхом и тадждидом: о роли Абу-Ханифы как муджаддида в статье Дамира Мухетдинова

В новом выпуске журнала «Minbar. Islamic Studies» вышла статья первого заместителя председателя Духовного управления мусульман РФ, директора Центра исламских исследований СПбГУ доктора теологии Дамира Мухетдинова «Вклад Абу Ханифы в обновление общественного порядка».

Ставя задачу рассмотреть взаимосвязь права и теологии в системе воззрений Абу-Ханифы, профессор Мухетдинов очерчивает границы возможной реконструкции религиозно-правового учения Абу-Ханифы через произведения его учеников — «Китāб аль-Харāдж» Абу-Йусуфа и шести сборников, составленных Мухаммадом аш-Шайбани. Автор также анализирует использование Сунны в этико-правовой методологии Абу-Ханифы и его трактовку легитимного ра’йа.

Статья доступна по ссылке

В статье представлен взгляд на Абу-Ханифу как создателя правовой системы, утверждающей традиционные структуры, соответствующие историческому этапу развитию ислама, но оставляющей пространство для внутреннего преобразования в согласии с требованиями времени. Приводятся принципы работы созданного Абу-Ханифой частного законосовещательного органа, «экспертного совета» по вопросам права. Обосновывается значимость независимости от власти авторитета факиха, претендующего на установление справедливой формы права.

Как муджаддид, пишет Дамир Мухетдинов, Абу-Ханифа укоренял правовые нормы в широком этическом контексте, связывая индивидуальную добродетель с уровнем развития правового сознания. В его теологии обновление веры — тадждид — связывается с цивилизационным возрождением — исляхом. В ракурсе обновления в статье также упоминается концепция веры и неверия Абу-Ханифы, выполнявшей «функцию духовно-этического оздоровления общества, его излечения от чрезмерной внутренней ожесточенности и подозрительности».