Директор ЦИИ СПбГУ рассказал об исламском образовании в России на конференции в ОАЭ

С 22 по 24 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах проходит конференция в области академических исламских исследований. Россию на ней представляет директор Центра исламских исследований СПбГУ, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) доктор теологии Дамир Мухетдинов.

Тема конференции — «Исламские исследования в университетах, направленные на укрепление ценностей гражданства и сосуществования». Ее организатором выступает Университет гуманитарных наук Мухаммеда бен Заида (Mohamed Bin Zayed University for Humanities).

Перед участниками мероприятия выступили руководитель высшего научного совета Университета гуманитарных наук имени Мухаммеда бен Заида шейх Абдалла бен Байя, руководитель попечительского совета университета доктор Хамдан Муслим аль-Мазруи, глава руководства Университета Аль-Азхар профессор Мухаммад бен Абдуррахман ад-Дуэйни (Египет), верховный муфтий Египта Шауки Ибрахим Аллям и ректор Исламского университета имени имама Мухаммеда бен Сауда доктор Ахмед бен Салим аль-Амири (Саудовская Аравия).

Пленарный доклад профессора СПбГУ Дамира Мухетдинова, посвященный истории развития ислама и исламского образования в России и представленный на арабском языке, начался словами приветствия от лица духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина и благодарности в адрес президента ОАЭ Мухаммада бин Зайда Аль Нахайяна. Спикер рассказал об истории зарождения ислама на территории современной России: важнейшей вехой стало официальное принятие ислама народами Волжской Булгарии в 922 году по григорианскому летоисчислению (310 году по хиджре). «Мусульмане России на протяжении столетий представляли собой самую северную периферию исламского мира. Географически они были очень далеки от основных центров ислама, но старались поддерживать духовные и культурные связи с Бухарой, Самаркандом, Стамбулом, Багдадом, Мединой, Каиром, Кабулом, где молодые российские мусульмане получали исламские знания», — добавил Дамир Ваисович. Самый сложный период в истории ислама в нашей стране пришелся на XX век, когда при коммунистическом режиме все религии оказались в упадке, и только в 1990-х годах вновь появилась возможность свободного вероисповедания.abu dabi 111

«В очень короткие исторические сроки мы смогли совершить подлинный прорыв, отремонтировав сохранившиеся мечети и построив с нуля новые, открыв исламские медресе и вузы, издав качественную литературу об исламе на русском и наших родных языках. На первых порах значительную поддержку оказали страны арабского мира», — отметил руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, выразив слова благодарности и признательности своим коллегам. По словам профессора Мухетдинова, подтверждением дружеских отношений России и ОАЭ служит официальный визит президента шейха Мухаммада бен Зайда Аль Нахайяна в Россию.

Дамир Мухетдинов также сообщил, что в 2022 году исполняется 15 лет с момента, как была учреждена президентская программа по подготовке исламских духовных кадров. Особую роль в ней играет Санкт-Петербургский университет. Он добавил, что сегодня Московский исламский институт, партнер СПбГУ по реализации программ в области исламоведения, готовит теологов, выдавая дипломы государственного образца. «В Санкт-Петербургском государственном университете, где я имею честь служить профессором, открыт Центр исламских исследований, а также Институт теологии. В его стенах воспитываются молодые кадры — специалисты в области исламоведения, арабистики», — подытожил доктор теологии Дамир Мухетдинов.

Уверен, что ваш университет может внести значительный вклад в процесс культурного и духовного сближения позиций народов наших стран. Московский исламский институт и Центр исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета готовы оказать поддержку и развивать сотрудничество, поддерживая сближение наших стран с гуманитарной и гуманистической точки зрения.
Директор Центра исламских исследований, доктор теологии Дамир Мухетдинов

 

Исламовед, профессор СПбГУ и Мичиганского университета Александр Кныш рассказал о российском и международном опыте интеграции исламского и академического образования в контексте взаимопонимания между религиозными и светскими студентами. Он отметил, что в России сочетаются светская и религиозная образовательные системы и представил информацию о реализации программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

В ходе выступления Александр Кныш, занимающий позицию профессора исламоведческих исследований в отделе востоковедческих исследований Мичиганского университета, также рассказал о разработанных специалистами из США и России онлайн-курсах по исламоведению, направленных на расширение диапазона интерпретаций ислама и предназначенных для обучающихся. В группе студентов, проходивших курсы, оказались обучающиеся разных национальностей и вероисповеданий. При этом, практика показала, что религиозные студенты помогали светским коллегам больше узнать об исламе: тонкостях ханафитского и шафиитского мазхабов, матуридитской и ашаритской теологии. Представителей разных университетов объединили усилия по апробации различных подходов к концептуализации ислама, его интеллектуального, морального, этического и культурного наследия. Вместе с тем, сами педагоги учились работать в мультиязычной, многонациональной и полирелигиозной группе, заключил Александр Дмитриевич.

Добавим, что в эти дни в СПбГУ и Эрмитаже при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Исламское образование в России в XXI веке: итоги и перспективы». Участие в ней принимают представители ДУМ РФ и религиозных и государственных образовательных учреждений, занимающихся реализацией программ в области исламоведения.

Заседания конференции в области академических исламских исследований коснулись вопросов разработки и реализации исламоведческих программ в вузах разных стран мира, исследований, реконструкции исламских наук в арабских университетах, интеграции разных областей знаний, взаимодействия с гражданскими ценностями и религиозного общественного дискурса.

Подробнее: